Ясно, что ничего не ясно. Три итога вояжа Порошенко в США

Ясно, что ничего не ясно. Три итога вояжа Порошенко в США

Общение президентов длилось около часа. Фото: president.gov.ua

Итоги визита Петра Порошенко в США, его выступления на Генассамблее ООН и, конечно, встречи с Дональдом Трампом можно разделить на три части. Главная, дипломатическая, касается согласования формата миротворческой миссии. И хоть непосредственных результатов нет, эксперты убеждены, что появление согласованной позиции — вопрос времени. Бизнес-интересы США в Украине стали вторым по значимости моментом.

Сам Порошенко выделил еще один итог — США заявили Украине «мощную поддержку» реформ. Но ряд аспектов самого длительного зарубежного визита президента остались за кадром, а ряд сознательно «зашумели» его политтехнологи.

Миротворцы в расфокусе 

Топ-тему Петр Порошенко открыл своей речью с трибуны Генассамблеи, впрочем, откровений тут не было — он традиционно обвинил в агрессии Россию, раскритиковал ее миротворческие инициативы и заявил свои: вывод «иностранных военных и наемников» из Украины и обеспечение международного контроля над границей с РФ. «Восприятие его тезисов разное. Например, президент Сербии Александр Вучич, выступая после Порошенко, сказал, что «некоторые, говоря о проблемах, тычут пальцами в других». И он не одинок в этом мнении», — сказал «Вестям» политолог-международник Павел Рудяков.

Тема получила развитие в переговорах с Трампом: президент США выразил поддержку позиции Украины (мандат миссии на всю неподконтрольную территорию, включая границу, отказ согласовывать формат с Донецком и Луганском), то есть, теперь позиция США по украинскому вопросу сменилась, что может означать, что Трамп отказался от планов сближения с РФ под давлением своего же истеблишмента. Политолог Тарас Чорновил даже предсказал, что компромиссный проект резолюции в Совбез внесут именно США (украинский вариант так и не был разработан, по его словам, поскольку он все равно был бы заветирован РФ по формальным признакам). Но есть и другое мнение.

политический эксперт Денис Кирюхин 

Косвенным подтверждением тому стало интервью, которое дал спецпредставитель США по «украинскому вопросу» Курт Волкер постфактум встречи. Он сказал, что РФ хотела повторить в Украине «абхазский сценарий» и, после того как он не сработал, может пойти на попятный.

«Можно считать, что есть основа для разговора. Просто надо найти другой способ достижения целей. И здесь мы подходим к вопросу миротворцев. Такой подход дает РФ возможность действовать в соответствии с ее интересами», — сказал Волкер изданию «Зеркало недели».

Показательно, что в переговорной группе со стороны США участвовали вице-президент Майк Пенс, госсекретарь Рекс Тиллерсон, сам Волкер и советник по нацбезопасности Герберт Макмастер. Это самый высокий уровень представительства — в тот же день у Трампа был ланч с лидерами Южной Кореи и Японии (вопрос корейского кризиса для США в шорт-листе важнейших), и там делегация была уже.

«Но глобально мы сейчас видим несоответствие сути переговоров транслируемым посылам. Главный месседж Банковой таков: наша победа в том, что миротворцы не войдут в Украину по сценарию России. Но ведь тот же Петр Порошенко утверждает, что контингент — единственная возможность и последний шанс принести мир на Донбасс. Раз так, Киеву нужно идти на компромисс с кем угодно ради достижения мира, а не хвастать, что русский план не сработал», — считает Рудяков.

Также важный момент — Киев не получил гарантий предоставления летального оружия (Сенат лишь одобрил на следующий год военную помощь в размере $500 млн). Петр Порошенко в комментарии по итогам встречи с Трампом обошел вопрос стороной. По предположению экспертов, после мощной дискуссии о предоставлении Киеву противотанковых ракетных комплексов в августе-сентябре, которая шла в СМИ, Петра Порошенко попросили «не педалировать» этот вопрос.

Пиар-стратегия Трампа

Второй, экономический, итог визита эксперты считают де-факто продолжением первой встречи 20 июня. Трамп довольно туманно высказался о «многих американских компаниях», которые идут в Украину, и по-хозяйски порекомендовал Петру Порошенко о них «хорошенько позаботиться» (также есть договоренность о размещении украинских бондов на мировом рынке). В ответ услышал от Петра Порошенко тезис о росте в 2,5 раза торгового оборота между Украиной и США и создании «сотен тысяч» рабочих мест в Украине и США.

«Из США в Украину идет спекулятивный капитал — это подтверждает история с бондами. Еще ни одна страна, в которую заходили такие деньги, не оставалась довольной, в отличие от тех, конечно, кто эти деньги в страну приводит, — говорит Рудяков. — Это вымывает средства из страны. Около 10 лет назад я наблюдал, как два мощных инвестфонда предложили нашим организациям трехлетнюю программу весом в несколько сот миллионов долларов с прибыльностью 300–400%. Лишь четверть от суммы осталась украинским посредникам — остальное попросту вывели из страны».

В Украину, по оценкам экспертов, могут прийти несколько американских компаний — речь о проектах в энергетике и на транспорте.

Денис Кирюхин 

Еще один посыл Трампа об успешности реформ считают частью пиар-стратегии команды Трампа по спасению его президентства, оказавшегося в кризисе. Правда, есть важный аспект: антикоррупционные реформы, за которые Трамп похвалил Киев, не зря являются едва ли не главной целью Вашингтона на постсоветском пространстве. «Все просто: часть элит в США убеждена, что коррупция привязывает страны к России. Мол, можно сколько угодно договариваться, но РФ обязательно развернет все в свою пользу, использовав инструмент подкупа», — считает Кирюхин.

У Трампа готовы сотрудничать с Россией

После встречи Трампа и Порошенко Герберт Макмастер дал интервью CNN, в котором рассказал о новых параметрах политики США в отношении РФ, подготовленных для Трампа. Советник назвал три ключевые позиции: сдерживание агрессивной политики РФ (очевидно, речь об украинском направлении), отказ от вооруженного столкновения с Россией (то есть летального оружия Киев может и не получить), а также продолжение сотрудничества с Москвой на взаимовыгодных направлениях. «Трамп показал Киеву условную линию, за которую он не будет переходить на нашем направлении», — считает Денис Кирюхин.