ИноСМИ: «С независимостью Конституционного суда дела плохи». Кого и как контролирует Порошенко

В Украине плохи дела с независимостью Конституционного суда, пишет Флориан Хассель в своей статье «Украинский президент подчиняет себе правосудие» для газеты SZ.de.

«Порошенко контролирует некоторых судей КСУ, по-видимому, посредством компроматов, которые на них имеет», – цитирует издание экс-судью Жернакова.

При этом президент Украины также «похлопотал о предстоящем новом назначении состава из 18 судей Конституционного суда: Комиссия для выбора шести судей КСУ, назначаемых президентом, была сформирована президентом». Шесть судей назначаются парламентом, который также контролирует президент, напоминает газета. Например, председатель ВРУ или председатель комитета по вопросам правосудия ВРУ были выбраны Порошенко.

«Должность Уполномоченного по правам человека не занята месяцами. Кандидаты являются, как предписано, не опытными правозащитниками, а тремя парламентариями. Порошенко к тому же отказался разрешить Уполномоченному избираться тайным голосованием, как это было раньше», – пишет Хассель.

Как подчеркивает издание, несмотря на обещание ЕС и Международному валютному фонду, Порошенко уклоняется от создания независимого суда для рассмотрения коррупционных обвинений в отношении высокопоставленных политиков и чиновников, который был бы полностью вне контроля других, в основном дискредитированных, судов. Законопроект, подготовленный реформаторами для создания независимого антикоррупционного суда, находится в парламенте с 1 февраля. Порошенко уклоняется даже от обсуждения этого документа.

«Хотя с 2016 года украинские чиновники должны раскрывать свои активы, однако ведомство, ответственное за аудит, неэффективно. По словам активистки Красносильской, из около миллиона деклараций активов за 2015 год ведомство «полностью не расследовало даже 40″. Антикоррупционное ведомство НАБУ, созданное с помощью Запада, считается целеустремленным, но имеет ограниченные возможности. С 2016 года НАБУ направила в суд 75 обвинительных исков – только треть случаев закончились судебным разбирательством», – говорится в статье.

Если же кто-то из реформаторов указывает на недостатки, то тут же сталкивается с властями, пишет немецкая газета. «На ведущих активистов Центра по борьбе с коррупцией оказывает давление СБУ с помощью явно политически мотивированных судебных процессов, как и на компанию, которая выявляет расхождения между официальными счетами чиновников и их реальной собственностью. Андрей Садовый, мэр Львова, также возглавляет оппозиционную партию «Самопомич», которая представила законопроект о антикоррупционном суде. В середине марта генеральный прокурор Луценко угрожал Садовому иском и возможным отстранением от должности. Предполагаемое преступление: небрежность в утилизации отходов», – отмечается в статье.

Также издание вспомнило и о «деле Насирова»: «В марте 2017 года был арестован Роман Насиров, который, будучи главой таможни и всех налоговых органов Украины, контролировал миллиарды денег и ранее был депутатом в партии Порошенко. Подозрение: коррупция в размере более $70 млн. Насиров также является гражданином Великобритании. Он владеет квартирами в Лондоне; английское правительство предоставило украинцам улики. Но ответственный киевский суд отказывается принять их к сведению».

Ранее это же издание сообщило, что судебная реформа в Украине терпит крах. В реформировании судебной системы Порошенко не добился большого прогресса, но при этом, как и его предшественники, хочет контролировать судебную систему, отметила газета.

Как «Вести» писали ранее, НАБУ отдают в жертву США. В начале августа Банковая ударила по антикоррупционному активисту Виталию Шабунину, а ГПУ открыла производство против борцов с коррупцией из НАБУ. Чуть позже в дело включилась СБУ, начав «работу» по деятельности журналистских организаций (речь об «Агентстве журналистских расследований»), которые де-факто являются ответвлением антикоррупционных органов и также ведут свою деятельность на гранты от американских и европейских структур. Это может быть как открытием второго фронта президентом против условно либеральной части постмайданного общества, цель которого – отсечение плюрализма мнений и подавление грантовых организаций, так и маневры, связанные со Штатами.