Срез недели: Драки, дым и «опасные гастроли»

Срез недели: Драки, дым и "опасные гастроли"

Фото: Новостное агентство Харькова

Тон неделе задавал парламент. Именно там была проведена (и успешно нивелирована) одна из главных «театрализованных провокаций» – попытка сорвать голосование за президентские законы по Донбассу. Там же ковались и другие топ-новости недели.

Дух и буква Минска

«Партии войны» в лице «Самопомощи» и отдельных депутатов от «Свободы» не удалось сорвать голосование по продлению действия закона об особом статусе для отдельных районов Донбасса («за» – без запаса – 229 человек), а также приняла в I чтении сопутствующий ему президентский проект закона о «реинтеграции» (его полное название – «Об особенностях госполитики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях»). Де-факто, он передает в зоне АТО всю власть президенту и разрешает ему применять ВСУ по всей стране. Свои голоса отдали ему 233 депутата, против – всего 32.

Причем депутатам от БПП пришлось силой сдерживать коллегу от «Свободы» Юрия Левченко, который пытался прорваться к трибуне, чтобы сорвать голосование. Ранее он уже бросил в ложу правительства зажженную дымовую гранату (спасти ситуацию удалось замглавы фракции НФ Андрею Тетеруку – он схватил дымовуху, пробежал к выходу из зала и передал шашку охране), а накануне, в четверг, был в числе депутатов, затеявших у ложи спикера потасовку, из-за чего вопрос решили перенести на пятницу.

«Вести» уже анализировали оба проекта: остается добавить, что «реинтеграцию» приняли за основу с целью доработать ко второму чтению, удалив из его текста упоминание о Минских соглашениях и добавив вопрос Крыма.

А вот со вторым принятым проектом закона ситуация куда интереснее. По признанию политологов, именно продление особого статуса для отдельных регионов Донбасса было главным вопросом, ради которого затевалось голосование. Зачем «статус» необходимо было продлевать? Этого, по данным «Вестей», требовали не только западные партнеры, но и РФ.

Закон вступает в силу после проведения местных выборов по украинским законам на неподконтрольных нынче территориях. То есть это детальный план политической реинтеграции региона (с формированием своих судов, силовых структур, органов самоуправления, языковой политики и даже изрядной экономической самостоятельности), который вступит в силу, гипотетически, в случае, если будет принято политическое решение о возвращении Донбасса в Украину. И пока сохраняется закон, сохраняется и вероятность такого политического решения – в этом и есть главная причина «проталкивания» закона 3 года назад и настойчивость Запада при его продлении сейчас.

Принят он был в 2014 году и довольно драматично (при выключенном табло, подниманием рук) в процессе выполнения Радой первых Минских соглашений. И, по выражению политолога Руслана Бортника, закон несет в себе дух и букву именно Минских документов, принять второй такой же закон сегодня Рада уже не смогла бы в силу объективных причин – отсутствия коалиции и нежелания радикальных депутатов утверждать особые правила для отдельных регионов.

Почему документ необходимо было принять именно на этой неделе? Во-первых, 7 октября в Белграде встречаются спецпредставитель Вашингтона по украинскому кризису Курт Волкер и помпрезидента РФ Владислав Сурков. Темой их беседы должны были бы стать конкретные предложения по внедрению миссии миротворцев, и непродление особого статуса Донбасса стало бы репутационным минусом для Волкера.

К тому же, если бы Рада не продлила особый статус на этой неделе, принять его до 18 октября (дата истечения срока действия) уже не удалось бы: на 17-е число, когда начнется следующая пленарная неделя в Раде, под зданием парламента назначены акции протеста «Руха новых сил» Саакашвили и его сателлитов. Так что, скорее всего, принять его было бы также невозможно. Минск оказался бы похоронен.

Суд и пенсии

Рада в принципе задавала темп на неделе. Во вторник депутаты провели день голосования за инициативы Кабмина, приняв судебную и пенсионную реформы. Считалось, что у второй немного шансов пройти через сессионный зал как из-за спорного характера самих нововведений (мажоритарщики до последнего отказывались поддерживать некоторые идеи, например, увеличение страхового стажа), так и из-за «качелей» внутри БПП.

«Было желание «старой команды» президента в лице Игоря Кононенко и приближенной к нему группы показать «новой команде» (премьер сотоварищи), что согласование реформы с первым лицом вовсе не означает ее принятие», – пояснил «Вестям» политолог Алексей Якубин. В итоге проголосовали с запасом, «против» – только «Батькивщина» и «Оппоблок», «за» – даже «Самопомощь» и РПЛ, которые накануне выступали с критикой.

«Вести» детально уже анализировали суть и последствия пенсионных новшеств Гройсмана, остается добавить лишь, что президент обещает подписать документ еще до понедельника.

А вот судреформа – то есть ее вторая часть, ибо первую (внесение правок в Конституцию и принятие некоторых законов) провели еще в 2016 году – была гораздо важнее для Банковой. Еще бы: президент распространил свой контроль над судьями Верховного суда (его структура также меняется: он усиливается, приобретая некоторые несвойственные для себя ранее функции). Именно президент является последней инстанцией, которая утверждает состав судей ВСУ, более того, из 112 уже утвержденных судей большинство – либо подконтрольные Банковой, либо заведомо «послушные» ей функционеры. Это, по словам оппозиционеров, приведет к узурпации судебной власти президентом. А помогут в этом некоторые другие новшества, к примеру, публикация электронных повесток в суд (то есть оповещать человека повесткой уже не обязательно), введение своеобразного «залога» при подаче судебного иска, что, по мнению правозащитников, закроет суды для простых граждан.

Опасные гастроли

Наконец, «под завязку» Рада приняла изменения в закон о гастрольных мероприятиях: теперь перед приглашением артиста из РФ для выступления в Украине организатор должен обратиться в СБУ за одобрением персоны этого артиста. Заключить договор можно, если у спецслужб нет законных оснований для отказа во въезде. А подавать документы нужно (самое позднее) за 30 дней до концерта.

Это вводит, де-факто, не «уведомительную», а «разрешительную» процедуру въезда для звезд российской эстрады, артистов, диджеев и прочей художественно одаренной публики. Учитывая, что артисты работают по предоплате, вносить которую можно и за год, и за полгода до концерта/выступления, а потерять возможность въехать в Украину сейчас проще простого – большинство агентств будет нести убытки. А это в свою очередь означает прибыль для других, «патриотичных», агентств (или тех, которые под маркой борьбы с агрессором будут приглашать заведомо «въездных» звезд).

Этим, видимо, и было продиктовано желание принять закон: «радикала» Андрея Лозового поймали за кнопкодавством – он успел нажать шесть кнопок за коллег, что можно считать своеобразным рекордом.

Ранее «Вести» проанализировали главные события в мире на прошлой неделе. Так, на минувшей неделе внимание всего мира было приковано к бунтующей Каталонии. А США потряс самый кровавый за всю ее историю инцидент.